Гипнотические феномены

Майкл Япко (Michael Yapko) — доктор философии, клинический психолог, терапевт по вопросам брака и семьи, проживающий в городе Фаллбрук, Калифорния.

Майкл_Япко

Доктор философии Майкл Япко за свою работу по клиническому применению гипноза, лечению депрессии, а также развитию стратегической и ориентированной психотерапии давно признан во всем мире как высококлассный специалист. Он регулярно преподает для профессиональной аудитории по всему миру, предлагает свои идеи и методы в 29 странах на всех континентах.

Доктор Япко является автором многих книг и статей по гипнозу, депрессии и использованию стратегической психотерапии, среди них «Гипноз для психотерапии депрессий», «Введение в гипноз», «Введение в практику клинического гипноза», «Как остановить распространение депрессии в семье», «Гипноз и лечение депрессии».

Майкл Япко — член Американской ассоциации психологов, клинический член Американской ассоциации брака и семьи, член Королевского общества психосоматической медицины и гипноза.

 На фотографии: Майкл Япко и Сергей Болсун, XVIII Конгресс Международного общества гипноза, Рим, 2009

Описанные и определенные в этой статье гипнотические феномены являются основой терапевтического использования гипноза. Более того, это фундамент всех видов гипнотического опыта.

Регрессия возраста

Описание

Регрессия возраста состоит в интенсивном, опирающемся на опыте, использовании памяти. Техника регрессии действует двояко. Первый способ  — отправить клиента назад во времени за неким опытом, давая возможность его заново пережить (что назы­вают «оживлением»), как если бы это происходило здесь и сейчас. Второй  — заставить его припомнить конкретное переживание, на­столько точно, как только он способен (что называется «гипермнезия»). Во время оживления переживаний клиента, он по­гружен в свой опыт, переживая его так, как он был зарегистриро­ван, когда происходил в реальности. В гипермнезии клиент нахо­дится в настоящем, вызывая выразительные детали воспоминаний.

Регрессия возраста как гипнотическая техника, дает воз­можность отправиться в прошлое, недалекое или отдаленное, что­бы освежить забытые или подавленные воспоминания значимых событий или «переработать» старые воспоминания в поиске новых выводов.

Стратегия применения регрессии возраста

Во время клинического применения регрессии возраста можно применить, по крайней мере, две общие стратегии, из кото­рых каждая будет основой для множества различных техник. Пер­вая из них касается применения регрессии возраста, чтобы вер­нуться к негативному, травматическому опыту, для того чтобы вы­свободить подавленные чувства и получить возможность взглянуть на данную ситуацию с другой точки зрения. Это может помочь клиенту освободиться от разрушающих влияний такого опыта, ка­кие все еще имеют значение в его жизни В случае этой стратегии целенаправленно применяются, как оживление так и гипермнезия. Решающую роль здесь играет понимание терапевтом того, как сильно клиент должен углубиться в воспоминание или какую дис­танцию необходимо сохранить, чтобы получить максимальную пользу.

Вторую общую стратегию регрессии возраста легко объе­динить с первой. Поскольку она состоит в использовании способ­ности и возможностей гипнотизируемого, которые проявились в прошлом, а сейчас с вредом для него, не используются. Часто у клиента есть возможности, о каких он не знает и поскольку он не осознает их наличия и не имеет доступа к ним, они не используют­ся. Применяя регрессию возраста, можно помочь данному человеку заново открыть в своем собственном опыте конкретные возможно­сти, какие позволят справиться с трудностями как нам это нужно.

Техники

Каждая модель коммуникации, облегчающая клиенту воз­вращение назад это техника регрессии возраста. В некоторых мо­делях применяются внушения, основанные на использовании во­ображения, как основы для углубления в данный опыт. Другие включают более естественные, ежедневно применяемые техники погружения в воспоминания. В зависимости от клиента каждый из этих подходов может быть успешным.

Модели, основанные на воображении гипнотизируемого, используют технику «специального средства передвижения» (на­пример, поезда самолета, машины времени, космического корабля, лифта), какое может перенести клиента в то время, когда произошло, рассматриваемое событие. Это средство транспорта симулиро­вано конкретным средством структурирования опыта, таким обра­зом облегчение процесса регрессии требует большого количества деталей

Более естественный подход к регрессии возраста основан на использовании косвенных внушений, позволяющих вовлечься в воспоминания без формальной фразы терапевта: «А теперь можете вернуться в прошлое». Шаблоны включают вопросы, связанные с опытом, направляющие гипнотизируемого на его личную историю и обсуждение информации личного или профессионального опыта (например: «Можете ли вы вспомнить, как вы себя чувствовали при получении диплома?») Техника задавания вопросов, наводя­щих данного человека на его собственное прошлое, требует от клиента изучения воспоминаний и поиска в них подходящих собы­тий, необходимых для того, чтобы отреагировать соответствую­щим образом. Можно исходить от давно прошедшего события. Дальнейшие умелые вопросы погрузят клиента в воспоминания на­столько, что заставят его пережить его заново. Чтобы этот опыт сделать менее беспокоящим клиента, терапевт может косвенно об­легчить для него регрессию, описывая аналогичные переживания, свои или других людей. Когда применяется опыт посторонних лиц, клиент совершенно естественным образом проявляет склонность к проекции себя на представленную ситуацию, представляя себе как бы он чувствовал или повел себя в такой ситуации. Например, раз­говор об ощущениях других людей в детстве, позволяет гипноти­зированному идентифицировать себя с ними на основе собствен­ных ощущений того периода. Поэтому регрессия наступает кос­венно с помощью идентификации и проекции, а гипнотизирован­ный способен возвратиться во времени, чтобы заново пережить со­ответствующие события.

Другие техники регрессии возраста включают

  1. аффек­тивный или соматический мост, когда чувства или сознание клиен­та объединяются с одним из первых ощущений такого типа («Осознавая ощущение недостаточного контроля, какое вы описа­ли, вы можете вернуться во времени, вспомнив ситуацию когда вы почувствовали нечто подобное впервые»);
  2. временная дезориен­тация, когда используют соответствующие внушения с целью при­вести к потери перцепции «сейчас» и провести реориентацию кли­ента на «тогда» («То, что происходит теперь и происходило раньше, основано на том, что воспоминания о тогда, теперь напоминают вам о тогда, когда раньше было так существенно и когда раньше становится теперь, поскольку вчера переходит в сегодня, вы може­те вспомнить вчера, как если бы это было сейчас, ибо теперь и то­гда, вспоминая тогда, как если бы это было теперь, может быть та­ким важным…»);
  3. прогрессия и регрессия возраста, когда клиента вначале ведут в будущее, с перспективы которого он может вспом­нить события собственного прошлого («Посмотрите в будущее, на мгновенье, когда сможете смотреть назад…»). Ориентируя данного человека вначале в будущее, вы еще более увеличиваете эмоцио­нальную дистанцию к ранним событиям, что облегчаете возвраще­ние к ним и их терапевтическое использование.

Прогрессия возраста

Описание

Прогрессия возраста связана с применением проекции в будущее. Она состоит в «введении» клиента в будущее, где у него будет возможность представить себе последствия, происходящих теперь перемен или опыта переживаемого в данную минуту, объе­динение их значений на глубоком уровне и обретение более широ­кого взгляда на собственное существование, нежели во время обы­денной жизни. Хотя это определенный вид предвидения, он воз­действует также как и придающее храбрости воспоминание.

Существует по крайней мере два дополняющих друг друга способа применения прогрессии возраста: как проверка успешно­сти своей работы и как терапевтическая интервенция. Оба подхода требуют введения клиента в будущее, каждый с различной целью.

Применение прогрессии возраста для проверки собствен­ной работы  — один из способов оценить определенные необычай­но важные измерения терапевтической интервенции. Благодаря ему можно убедиться в том, окажется ли результат интервенции длительным и каким будут его последствия на жизнь данного че­ловека (Erickson, 1954; Havens, 1986; Phillips, Frederick, 1992).

Техники

Непосредственная техника, облегчающая прогрессию воз­раста, очень похожа на технику регрессии возраста: «специальное средство передвижения» для того чтобы отправиться в будущее  — киноэкран для просмотра фильма о будущем, книга в какой можно о нем прочитать, коллекция фотографий будущих событий  — это структурные методы, поддерживающие ориентацию на будущее или его проекцию.

Косвенные внушения, служащие ориентации на будущее, могут включать анекдоты («Одна из моих пациенток, с которой я работал, могла представить себя спустя два месяца после сессии, когда она занимается тем, что мы как раз обсуждаем. Когда она смогла сделать это, то узнала что…“); контекстные приказы («‘Я люблю иногда подумать о том, каково будет в будущем, когда можно будет оглянуться назад, удовлетворенно подумать о всех проведенных изменениях…»); пресуппозиции, или языковые уста­новки («Интересно, что вы будете делать, когда осознаете, что уже давно не курили…»); косвенные контекстные приказы («Можете ли вы мне ответить, как вы опишете своим друзьям способ решения этой проблемы»).

Каждый из этих способов создает у клиента психическую склонность, позволяющую развить позитивные надежды, связан­ные с будущим.

Амнезия

Описание

Амнезия это утрата памяти; ее коротко можно определить, как невозможность что-то вспомнить. Классический защитный ме­ханизм, называемый «вытеснением»  — это основной механизм, от­вечающий за амнезию.

Гипнотизируя клиента, заставляя его сознательно забыть различные внушения и предвидимый опыт, бессознательному да­ется возможность реагировать правильным для него способом и свободно творчески использовать гипнотический опыт.

Кроме подачи бессознательному терапевтических внуше­ний, для применения их по мере необходимости, амнезию можно использовать более непосредственно, для подавления болезненных воспоминаний. В таких случаях внушения забвения чего-либо имеют шанс быть принятыми лишь в случае, если заранее имело место выздоровление (решение проблемы, catharsis).

Несмотря на довольно распространенное ошибочное убеж­дение, амнезия не является неразрывно связанной с гипнозом. Если у клиента есть тенденция запоминать внушение и опыт, то он это запомнит.

Техники

Возникновение амнезии тем менее правдоподобно, чем бо­лее прямым будет внушение. Такая зависимость более сильна, не­жели в случае с другими характерными для гипноза явлениями. Внушение клиенту, «забыть все случившееся» с определенной точ­ки зрения может быть весьма рискованным, даже если клиент по­датлив и послушен. Из своего опыта я знаю, что намного более ус­пешными будут косвенные техники, где можно применять огром­ный набор форм, кроме прочего: косвенные внушения, перенос внимания и дезориентирующие внушения.

Когда применяются непосредственные методы, вероят­ность возникновения амнезии возрастает при разрешительном подходе.

Анальгезия и анестезия

Описание

Гипнотическая анальгезия и анестезия основаны на ослаб­лении физических ощущений. Анальгезия это уменьшение чувства боли, при одновременном сохранении, связанных с этим впечатле­ний, обращающих внимание клиента на собственное тело (напри­мер: давление, температура, позиция тела). Анестезия это полное или почти полное отсутствие ощущений во всем теле или его час­ти.

Умение уменьшать боль, насколько это возможно, станет венцом способности человеческого сознания, основой одного из наиважнейших применений терапевтического гипноза. Работа со страдающими клиентами требует солидных знаний в области по­нимания принципов использования гипноза, философии человека, психологических мотивов, обработки данных и интерперсональной динамики. С определенной точки зрения, со страдающими клиен­тами работать легко, прежде всего из-за их (обычно) высокой мо­тивации. С другой стороны, боль влияя на все аспекты их жизни, превращает их в невероятно трудных партнеров. Поэтому в кон­тактах с ними необходимо проявлять множество сочувствия, по­нимая, что боль зачастую это нечто намного большее нежели про­сто боль: она может стать источником беспокойства, чувства бес­силия и депрессии, закрепленной зависимости от окружающих и ограничением социальных контактов.

Даже страдание, по чисто органическим причинам, имеет психический аспект, каждый человек по разному ощущает боль и по разному переносит ее последствия. По многим причинам, веро­ятно связанным с лучшим самоконтролем, какой дает гипнотиче­ский опыт, гипноз наиболее открыто занимается психологической стороной боли. С его помощью можно уменьшить страх и беспо­койство, чувство бессилия и пессимизм. Он находит применение также в физической стороне боли, доказательством чего являются различные методики лечения, с применением гипнотических об­разцов.

Применение гипноза для борьбы с болью полезно по не­скольким важным причинам. Прежде всего, он усиливает самокон­троль и в последствии увеличивает ответственность за самочувст­вие. Когда кто-то чувствует себя обиженным людьми или угнетен болью, трудно начать настоящее лечение. Способность сохранять самоконтроль, страдающему человеку необычайно важна, а гипноз облегчает это.

Кроме того естественная способность испытывать гипноз позволяет уменьшить количество принимаемых обезболивающих медикаментов или даже вообще от них отказаться. Гипноз не ведет к проявлению побочных явлений и зависимости. У разных людей, благодаря ему, удается уменьшить боль в различной степени, но каждый результат несмотря на качество, достигается безопасно и совершенно естественным образом.

Гипноз также позволяет функционировать на более высо­ком уровне и у людей применяющих его, поддерживает процесс лечения. Активность, какую дает здоровое состояние, важна с лю­бой точки зрения и может существенно помочь в решении кон­кретной проблемы. Позитивная настроенность, расслабление, уменьшение беспокойства и страхов, могут стать важными факто­рами, облегчающими возвращение к здоровью или по крайней ме­ре сдерживающими ухудшение.

Техники

У клиента, достаточно поглощенного гипнотическим опытом, анальгезия часто наступает спонтанно. Она связана с ограничением возможности двигаться (каталепсия), заметно проявляющейся у загип­нотизированного и уменьшает осознание своего тела. Таким образом, любая техника успешно изолирующая сознание данного человека от актуальных физических ощущений, может иметь косвенный анальгетический эффект. Благодаря тренингам и дополнительным сессиям, страдающие клиенты могут научиться переносить внимание на другие вещи, а после концентрировать внимание на позитивных концепциях, чувствах, воспоминаниях или еще чем нибудь. Чтобы более успешно бороться с болью, применяя эту методику, необходимо обучиться аутогипнозу.

Техника, основанная на применении непосредственных внушений анальгезии, требует внушений уменьшения или отсутст­вия ощущений в месте, где клиент ощущает боль. Другим непо­средственным методом, хоть и в меньшей степени, будет «перчаточная анестезия». В этом процессе изменения ощущений, клиенту дают внушение испытать анестезию одной или обеих ла­доней. Когда это наступит, можно давать дальнейшие внушения, для перенесения этого ощущения на любую другую часть тела.

Физическая диссоциация, как техника облегчающая аналь­гезию, состоит во внушении клиенту субъективного опыта о том, что его сознание и тело существуют в двух различных уровнях ощущений. Дистанция между ними должна быть достаточной, для того чтобы загипнотизированный не замечал того, что ощущает его тело.

Можно также применять другие методы введения анальге­зии: 1) амнезию, во время которой клиенту дают внушение забыть об ощущении боли. Это прерывает последовательность ощущения

боли, тем самым открывая путь к переживанию, вначале спорадич­но, потом все более постоянно, периодов расслабления, закреп­ляющихся в памяти клиента; 2) постепенное уменьшение боли, пу­тем внушения медленного исчезновения чувства дискомфорта в определенный период времени; 3) псевдоориентацию во времени, когда загипнотизированного подвергают регрессии возраста в пе­риод после его выздоровления; 4) нарушение восприятия времени, когда в субъективном восприятии можно растянуть время хороше­го самочувствия (см. главу о нарушении перцепции времени); 5) регрессию, во время какой человека отправляют назад в период, предшествующий возникновению боли.

Каталепсия

Описание

Каталепсию определяют как торможение волевых движе­ний, связанное с интенсивной концентрацией на определенном раздражителе. Степень концентрации на ассоциациях, спровоциро­ванных терапевтом, определяет область, в которой клиент в со­стоянии продемонстрировать каталептические реакции. Они могут включать концентрацию зрения, полную обездвиженность, так на­зываемую восковую гибкость, обычно связанную с кататоническим клиентом, конечности которого принимают любую позицию, при­данную им терапевтом, напряжение мышц, бессознательные дви­жения и замедление основных физиологических процессов, таких как дыхание, моргание и сглатывание. Признаки каталепсии могут в значительной мере служить показателем гипноза (как возникше­го спонтанно, так и с помощью формальной индукции), также они могут быть внушенными, с определенными терапевтическими це­лями, какие я вскоре опишу.

Каталепсию необходимо признать одной из основных черт гипноза, поскольку непосредственно или косвенно, она связана с каждым гипнотическим явлением. Будучи процессом концентра­ции на новой реальности, она открывает путь для отказа от «старых» реальностей, на период достаточно долгий, чтобы вызвать терапевтический опыт регрессии возраста, анальгезию или сенсорные изменения.

Каталепсия означает такую сильную концентрацию внима­ния на одном уровне (или на нескольких), что на остальных уров­нях клиент проявляет значительную активность и податливость на указания терапевта. Человек, сконцентрированный на чем-то опре­деленном, может удерживать руку в приданной ей позиции, так как слишком занят другим и не способен подумать об изменении ее положения.

Терапевтические цели достижения каталепсии можно опи­сать двояко. Каталепсия может быть целенаправленной реакцией или служить для облегчения другого гипнотического опыта по­средством указания клиенту того, что его бессознательное может реагировать автоматически. Каталепсию, как целенаправленную реакцию можно применять, например по отношению к человеку, который должен до минимума ограничить движения, чтобы быст­рее и удобнее вернуться к здоровью. Будучи явлением, облегчаю­щим другой гипнотический опыт, каталепсия может служить осно­вой для привлечения и занятия внимания клиента — то есть быть индуктором. Давая возможность увеличить независимую актив­ность бессознательного и укрепить степень вовлеченности или концентрации гипнотизируемого — она действует также углубляюще.

Техники

Каталептические реакции может облегчать все, что реши­тельно притягивает внимание клиента, включая интересный рас­сказ, нечто неожиданное и методы дезориентации (Bloom, 1990; Rossi, 1973). Каталепсию можно вызвать, в зависимости от необхо­димости, непосредственно или косвенно, вербально или невер­бально. Чаще применяемый способ, основан на общих внушениях релаксации и невозможности двигаться.

Вероятно лучшим и наиболее практичным примером укре­пления гипноза или каталепсии, при помощи невербальных вну­шений будет техника моделирования. Пользуясь собственным те­лом как моделью вы можете сознательно перейти от живых образ­цов обычной беседы к демонстрации клиенту потенциального окаменения, связанного с гипнотическим состоянием.

Диссоциация

Описание

Диссоциацию определяют как способность расщеплять це­лостный опыт на составные части, укрепляя сознание одной из час­тей в ущерб остальным. К сожалению, большинство терапевтов, по видимому знакомо с диссоциацией лишь в ее патологических фор­мах, и не желает знать как применять лечебные аспекты этого яв­ления.

Благодаря диссоциации клиенты не связаны напрямую с опытом, который в данный момент ими испытывается. Они не во­влечены в него и не «присутствуют» в нем, двигаясь в определен­ном пространстве, но одновременно находясь в совершенно другом месте. Сознание отплывает, занятое чем-то, что привлекло его внимание и тогда бессознательное может реагировать любым из­бранным вами способом. Таким образом, чем глубже состояние гипноза, тем выше степень диссоциации и лучше шансы для не­осознанных реакций.

Диссоциация — неотделимый элемент гипноза, поэтому она была описана ранее, как одна из его основных характерных черт. Она позволяет проявиться рефлекторным и спонтанным ре­акциям клиента; давая возможность обрести вытесненные или по­терянные воспоминания, позволяя телу забыть о движении или ре­гистрации раздражителей и т.д.

Техники

Все внушения, облегчающие область опыта, это внушения диссоциации Каждая из гипнотических индукций, ранее описан­ных, вызовет диссоциацию сознания  — бессознательного, при по­мощи выявления способности клиента испытывать и учиться без усилий, привычно. Сознанию подаются идеи и опыт, на которых оно может сконцентрироваться, а бессознательному предлагают прореагировать на новые способы и подсознательно учиться.

Непосредственные внушения такого разделения позволяют клиенту открыть (или, в зависимости от обстоятельств, вспомнить), что возможно ощущать на различных уровнях, а также что такой опыт может возникнуть спонтанно и рефлекторно.

Диссоциация косвенно внушается всякий раз, когда дается внушение конкретного явления, характерного для гипноза. Ее воз­никновение облегчает применение метафор, методы дезориентации и другие формы косвенного внушения.

Галлюцинации и сенсорные изменения

Описание

Галлюцинации, вызванные гипнозом это внушенный опыт, который клиент может испытать, явно не связанный с объективной реальностью.

Галлюцинация по определению это чувственный опыт, не вызваный внешними раздражителями. Ее можно описать как «позитивную» или «негативную». Эти термины однако не указы­вают на эмоциональное влияние галлюцинации на человека, кото­рый ее испытывает, а скорее на ее структуру. Позитивную галлю­цинацию описывают как опыт (визуальный, слуховой, кинестети­ческий, обонятельный, вкусовой) чего-то, что объективно не при­сутствует. Негативная галлюцинация это невосприятие чего-то, что объективно присутствует (явление обратное позитивной галлюци­нации).

Давая возможность клиенту испытать галлюцинацию, те­рапевт изменяет осознание получаемых клиентом раздражителей. Введение клиента в ситуацию, где он может по иному ощущать са­мого себя или окружающий мир, расширяет область восприятия и таким образом, может открыть новые ценные возможности.

Техники

Галлюцинации могут возникать спонтанно, что часто и происходит. Чтобы их сознательно спровоцировать годятся как не­посредственные так и косвенные техники.

Часто достаточно лишь непосредственного внушения ис­пытать что-нибудь; обычно прежде чем терапевт попытается дать возможность клиенту испытать галлюцинацию, контакт уже уста­новлен и известна гипнотическая податливость данного человека.

Внушение испытывать позитивные или негативные галлю­цинации не нужно давать в виде противоречащих утверждений, поскольку загипнотизированный должен точно знать, что он дол­жен ощущать, а что нет.

Для облегчения галлюцинаций можно использовать также косвенные внушения. Внушить клиенту ощущать свою руку — это косвенное внушение, направленное на то чтобы он не ощущал ноги.

Идеодинамические реакции

Описание

Автоматические действия, на которые способен человек, существуют по крайней мере на трех уровнях: моторном, сенсор­ном и аффективном. Эти автоматические действия называются идеодинамическими реакциями, поскольку они обращают идею в действие. Отдельные их разновидности называются реакциями «идеомоторными», «идеосенсорными», и «идеоаффективными». Каждая автоматическая реакция возникает на уровне бессозна­тельного в ответ, как на внешний раздражитель, так и на внутрен­ний.

Идеомоторные реакции это физическое проявление психи­ческого опыта, неосознанная реакция вашего тела на ваши мысли.

Идеосенсорные реакции это автоматическое восприятие впечатлений, связанных с переработкой внушений. Их основа  — нормальная область чувствительности и кинестетическая память о том как ощущают конкретные вещи.

Идеоаффективные реакции это автоматические эмоцио­нальные реакции, связанные с различным опытом. Оставаться пол­ностью нейтральным по отношению к чему-либо чрезвычайно труд­но или невозможно, поэтому по мере того, как клиент принимает внушение терапевта, неизбежно проявляются различные чувства, связанные с содержащимися в них концепциями.

Во время проведения гипноза идеодинамические реакции будут важнейшими переменными по двум причинам: во первых, они являются отражением внешнего опыта клиента, на тех уров­нях, где ожидаются перемены, во вторых  — они часть переживаемо­го, в данный момент терапевтического опыта, поэтому они будут опираться на действия, чувства и ощущения, составными частями терапии, которые данный человек применяет как начало для буду­щего изменения.

Техники

В отличие от многих других, характерных для гипноза яв­лений, идеодинамические реакции проявляются несмотря на по­следовательность действий. Клиент не может предотвратить бес­сознательные движения тела или воздержаться от того, чтобы за­ново пережить чувства и впечатления, связанные с поднятыми раз­говором вопросами. Гипнотически укрепленные идеодинамические реакции сводятся к вопросу, хорошо ли реагирует клиент на вну­шение конкретных автоматических реакций.

Занятие клиента, содержанием внушения облегчает идео­динамические реакции, так как его бессознательное начинает реа­гировать, когда он проецирует свою личность на описываемую си­туацию и предпринимает усилия, чтобы ее понять.

Нарушение чувства времени

Описание

Ощущение времени  — чисто субъективный опыт, это зна­чит, что течение времени, в каждый отдельный момент, воспринимается присущим лишь вам образом. В зависимости от степени концентрации внимания данного человека, проходящее время может ему казаться значительно длиннее или короче от действитель-, но прошедшего. Нарушения такого типа случаются со всеми, кто подвергается «обычному гипнозу». Ощущение времени, как и дру­гой субъективный опыт, можно изменить при целенаправленном применении гипнотических техник

Техники

Техники, облегчающие нарушение в восприятии времени, включают различные методы: начиная с того, чтобы просто оста­вить все как есть, позволяя этому явлению проявиться самому, за­канчивая предоставлением непосредственных или косвенных вну­шений перемен. Нарушения ощущения времени часто возникают самостоятельно, без специальных внушений, поскольку, как только клиент закроет глаза и начнет концентрироваться на внутренних ощущениях (мыслях, воспоминаниях, впечатлениях и т.д.), внеш­ний мир станет лишь фоном, а реалистическая оценка времени ос­ложнится.

Возникновение этого явления могут значительно облегчить непосредственные внушения, особенно даваемые разрешительным методом.

С помощью косвенного внушения можно осторожно по­дать идею того, что ощущение времени можно изменять. Косвен­ные внушения, рассказы, приводящие примеры о нарушениях вос­приятия времени, разговорные постулаты и двойные спирали, все эти техники служат облегчению нарушения восприятия времени.

Завершение гипнотического состояния

He смотря на то, как приятно находиться в гипнозе, гипно­тический сеанс необходимо когда-нибудь завершить. Выведение клиента из гипноза будет конечной фазой гипнотической интерак­ции. Клиент может проявлять готовность к выходу из гипноза, по­нижая концентрацию внимания незначительными движениями и даже вытягивая все тело. Когда терапевт заметит такие признаки, он должен решить, достигнута ли цель данной сессии. Попытки выхо­да из гипноза, инициированные самим клиентом, могут свидетель­ствовать о том, что он пытается уйти от проблемы, а это необходимо проработать в терапии.

Вопрос о том, когда завершить гипноз должен решать сам терапевт, опираясь на план лечения, принимая во внимание успехи, полученные во время данной сессии.

В большинстве непосредственных техник выведения из гип­ноза (традиционно называемых «пробуждением») применяется ме­тод отсчета: «Теперь я буду считать до трех, и когда щелкну пальцами, вы проснетесь». Такой метод не принимает во внимание тот факт, что каждый клиент ощущает необходимость выходить из гипноза в собственном темпе. Ожидая, что загипнотизованный от­реагирует на ваш сигнал и закончит гипноз лишь потому, что вы так захотели, вы не даете ему шанс, необходимый, для того чтобы с чувством удовлетворения выйти из состояния гипноза.

Если гипнотическое состояние имело неформальный, спон­танный характер, то терапевт может принять решение дать косвен­ные внушения выхода из транса.

Поскольку люди лучше помнят недавние события (эффект свежести ощущений), способ завершения гипнотического опыта, будет иметь большое влияние на клиента  — чувства, которые дан­ный человек испытает во время выхода из гипноза, будут у него ас­социироваться с самим опытом гипноза.

Итог

Клинические интервенции всегда будут ассоциироваться с классическими гипнотическими явлениями, поэтому знание тонко­стей, каждого такого субъективного опыта необходимо. Перед це­ленаправленным применением этих явлений стоит понаблюдать их проявление в обычной жизни, предпринимая попытки понять, ка­кой раздражитель стал основой для замеченного явления.

Литература:

Майкл Д. Япко. Введение в гипноз. Практическое руководство. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М.: Центр психологической культуры, 2002

 

Источник: * http://www.rushypnosis.ru/page/yapko-gipno-fenomeny

Автор записи: Askhont

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Похожие записи:
Оставить комментарий


Подписаться, не комментируя

Система Orphus