Приемы и способы определения степени внушаемости и гипнабельности

Перед проведением сеанса гипноза необходимо проверить степень восприятия, при этом испытуемому можно сказать, что сейчас будет проведена проверка некоторых сторон его нервной деятельности. Можно предложить несколько вариантов проверок.

1. Испытуемому, который знает вкус лимона, предлагают вообразить, что он ест лимон. Далее внушающим тоном объясняют: «Представьте, что вы сидите за праздничным столом. Вам приносят спелый, сочный, ярко-желтый лимон. В одну руку вы берете лимон, в другую — острый нож, чтобы разрезать его на маленькие дольки. Вы отрезаете одну дольку, пока сок еще не появляется. Но вот вы отрезаете следующую дольку, и на поверхности срезанной части лимона появляется много маленьких капелек кислого сока. Именно в этот момент вы начинаете ощущать кислый вкус во рту. После этого вы отрезаете еще одну дольку лимона, взяв ее рукой, кладете себе в рот. Ощущение кислого вкуса во рту усиливается «.

Лица, у которых таким путем удается вызвать обильное выделение слюны и ощущение кислоты во рту, оказываются более внушаемы, чем те, у которых этого вызвать не удается.

2. Испытуемому предлагают расслабить мускулатуру руки так, чтобы она падала совершенно свободно, как плеть. Несколько раз поднимают руку и опускают ее, добиваясь полного расслабления мускулатуры руки. Затем испытуемому предлагают вытянуть руку и опереться ею на руку врача всей массой своего тела. Исследователь внезапно убирает свою руку, причем, если испытуемый успешно выполнил эту пробу, он теряет равновесие (исследователь должен быть наготове, чтобы при этом поддержать пациента и не дать ему упасть). Чем успешнее испытуемым выполняется задание, тем выше обычно и внушаемость. Если же пациент остается стоять неподвижно, ему указывают, что он должен постараться настроить себя так, чтобы суметь выполнить предлагаемые ему задания.

3. Сидящему человеку предлагают положить руку на свое колено, затем просят его несколько секунд смотреть в какую-либо одну точку своей руки и внушают, что рука его сейчас стала очень тяжелая, словно налилась свинцом. После этого исследователь слегка приподнимает руку испытуемого и роняет ему на колено. Чем больше сопротивление встречается при попытке поднять руку исследуемого, тем выше внушаемость. Ощущение, что рука стала тяжелой, возникает у исследуемого довольно легко, и это ведет к повышению его внушаемости.

4. Испытуемому говорят, что сейчас прикоснутся кончиком ватки к его глазу, что это никакой боли не вызовет, и предлагается смотреть неподвижно на какой-либо предмет, например на палец исследователя, и постараться не моргать при прикосновении. Внушающим тоном указывают: «Вы не можете мигать. Прикосновение совершенно безболезненно. Никаких неприятных ощущений оно не вызываетПри этом прикасаются ваткой к склере глаза вблизи роговицы. Затем говорят: «А сейчас, когда я прикоснусь этой же ваткой к вашему глазу, вам будет очень неприятно, чувствительность резко обострится. Попробуйте не мигать. Вы не можете удержаться, чтобы не мигнуть». В это время прикасаются незаметно для испытуемого не к склере, а к краю роговицы. Склера сравнительно малочувствительна, и подавить рефлекс со склеры, если он есть, не представляет труда. Роговица же очень чувствительна, и прикосновение к ней болезненно. Огромному большинству людей подавить рефлекс не удается. Эта проба обычно ведет к усилению внушаемости исследователя, создавая у него впечатление, что разница при первом и втором прикосновении вызвана действием внушения.

5. Прием Баудоина. Исследователь заявляет испытуемому о своем желании проверить его способность концентрировать внимание. Поставив испытуемого к себе лицом — ноги вместе, руки вдоль туловища, — исследователь предлагает ему смотреть себе прямо в глаза. При этом сам встает так, чтобы одна нога была несколько впереди другой. Такое положение необходимо для того, чтобы была возможность самому отклониться назад на опорную ногу. Затем вытягивает руки, сложенные ладонями внутрь, так, чтобы достать ими до виска пациента, и слегка прикасается к коже в этой области. Ладони необходимо поставить таким образом, чтобы уменьшить у испытуемого угол периферического зрения, так как эта информация воспринимается неосознанно. Не сводя пристального взгляда с переносья испытуемого, исследователь внушительно произносит фразу: «Как только я начну отводить свои руки от ваших висков, вас потянет вперед за ними! Теперь я начинаю отводить свои руки». При этом исследователь чуть-чуть отклоняется назад. Продолжая говорить спокойно, но твердо и уверенно: «Теперь, когда я удаляю свои руки, вас уже начинает тянуть за ними. Вас уже тянет за ними. Вас тянет, вас тянет вперед за моими руками», при этом продолжая отступать назад, исследователь отводит руки и в случае падения подхватывает его.

Если испытуемого начинает клонить вперед, то можно говорить о повышенной внушаемости. В противном случае можно будет сделать вывод о недостаточной внушаемости.

6. Прием Баудоина. Исследователь заявляет испытуемому о своем желании проверить его внимание и как он умеет сосредотачиваться. Ему предлагают встать к исследователю спиной, держаться совершенно прямо, так, чтобы главной точкой опоры являлись пятки, поставив ноги вместе и опустив руки вдоль тела, закрыть глаза, расслабить мускулатуру тела. Его также предупреждают, чтобы он не боялся, что с ним что-то произойдет, что его сейчас потянет назад. Затем исследователь должен положить свою руку на затылок испытуемому. Если он будет падать или испытуемого будет клонить назад, то его своевременно подхватят. Затем спокойно, но твердо и уверенно начинают внушать: «Как только я отведу свою руку от вашего затылка, вас начнет клонить назад! Теперь я отвожу свою руку и вас словно начинает клонить назад! Вас тянет назад! Вы медленно падаете! Вы уже падаете, падаете!» При этих словах исследователь должен медленно отвести руку и в случае падения испытуемого подхватить его.

Если испытуемого начинает клонить назад, то можно говорить о повышенной внушаемости. В противном случае можно будет сделать вывод о недостаточной внушаемости.

7. Прием, рекомендуемый В. Е. Рожновым. Предложив испытуемому соединить пальцы своих рук в замок, исследователь фиксирует переносицу испытуемого, который должен смотреть в глаза исследователя. Продолжая массировать руки испытуемого, исследователь произносит формулу внушения: «Как только я положу свои руки на ваши, они начнут деревенеть. Ваши руки уже деревенеют. Руки начинают сжиматься все больше. Руки сжимаются все больше, руки сжались крепко-крепко. Вы уже не можете разжать ваши руки! Словно магниты, их притягивает друг к другу. Пробуйте, прилагайте усилия. Вы не можете разнять руки! Ничего не получается! Пробуйте, прилагайте усилия. Ничего не получается!» В результате испытуемый действительно не сможет разнять своих рук. Удача этого приема будет говорить за большую внушаемость испытуемого. Можно усилить прием, предложив испытуемому поднять сцепленные руки над головой.

8. Испытуемому дают в руки две или три совершенно чистые пробирки и заявляют, что производится исследование его обоняния. Ему предлагают понюхать эти пробирки и сказать, в какой из них были керосин, нашатырный спирт и чистая вода. Если испытуемый начнет обнаруживать несуществующие запахи, то можно предположить у него наличие хорошей внушаемости. Если же он твердо заявит вам, что никаких запахов не чувствует, то можно сделать вывод об отсутствии у испытуемого повышенной внушаемости.

9. Для этого нужно иметь небольшой металлический груз на прочной нитке и выпиленный из дерева подковообразный «магнит», внешне похожий на настоящий. В ходе обследования испытуемому предлагают взять пальцами вытянутой руки нитку с висящим на ее конце металлическим грузом.

Исследователь подносит к грузу «магнит» и начинает то приближать, то удалять его в какой-нибудь определенной плоскости. При этом испытуемому внушают, чтобы он обратил внимание на то, как груз постепенно начинает следовать за «магнитом» и раскачивается. Вскоре у лиц, достаточно внушаемых, груз действительно начнет качаться в заданном направлении вследствие возникновения идеомоторных движений.

10. Прием Констамма. Пациенту предлагают встать боком к стене и тыльной стороной сжатой в кулак кисти опереться изо всех сил на стену. Глаза должны быть закрыты. В течение минуты врач дает пациенту следующие приказания: «Обопритесь очень сильно, напрягите мышцы плеча, руки». После того он просит больного отойти от стены и свободно опустить руку. Чаще всего рука, которая работала, сама по себе поднимается, нередко даже описав угол 90°. Пациенту объясняют, что испытанное им расслабление и спонтанное движение руки похожи на расслабление и ощущение подчинения внешним силам, которые он должен снова испытывать во время гипнотизации.

11. Прием, рекомендуемый С. Н. Астаховым. Во время обследования, проверив реакцию зрачков на свет и конвергенцию, врач говорит пациенту, сидящему с закрытыми глазами: «Не удивляйтесь, сейчас я надавлю вот здесь, и вам будет трудно открыть глаза». При этом врач слегка надавливает пальцами в области надбровных дуг. На предложение после этого открыть глаза, пациент может почувствовать тяжесть в веках. Если он открывает глаза с трудом, с видимым усилием, то можно судить о повышенной внушаемости и гипнабельности.

Можно значительно усилить диагностическое значение этого теста, если предварительно придавить в области медиального мыщелка на локтевой нерв, предупредив пациента о том, что у него должно сейчас возникнуть чувство «проходящего в мизинец тока». Таким образом обследуемый полагает, что есть такие точки, прижимая которые врач может вызвать новые, до этого неизвестные ощущения.

Для определения внушаемости достаточно провести 2—3 из этих приемов, после чего переходят к самой гипнотизации. Если внушаемость высокая, гипнотизация может проводиться более быстро, если низкая — более медленно.

В отделении неврозов и пограничных состояний Харьковского НИИ неврологии и психиатрии им. В. П. Протопопова разработана шкала-опросник для определения индивидуальной гипнабельности. Конструкция шкалы-опросника проведена по аналогии теста MMPJ.

1. Вера в приметы — это заблуждение.

2. Мои родители обращаются со мной скорее как с ребенком, чем как со взрослым.

3. Мне кажется, что я чувствую более остро, чем другие.

4. Я стараюсь уклоняться от конфликтов и затруднительных положений.

5. Мне все равно, что обо мне думают другие.

6. Я вполне уверен в себе.

7. Меня раздражает, когда где-нибудь на улице, в магазине или в автобусе на меня смотрят.

8. Если я заболею или получу травму, то без всяких опасений обращусь к врачу.

9. Некоторые люди одним прикосновением могут исцелять больного.

J0. Если я хочу что-нибудь сделать, но окружающие считают, что этого делать не стоит, то я готов отказаться от своих намерений.

11. Чаще всего мне хотелось бы сидеть и мечтать, чем что-либо делать.

12. Мне трудно сосредоточиться на чем-либо одном.

13. Я легко просыпаюсь от шума.

14. Меня легко переспорить.

15. Я часто о чем-нибудь тревожусь.

16. Я спокойно переношу вид крови.

17. Часто думаю: «Хорошо бы стать ребенком».

18. Мечтаю очень редко.

19. Сон у меня прерывистый и беспокойный.

20. Человек должен стараться понимать свои сны, руководствоваться ими в жизни и извлекать из них предостережения.

21. Все известные мне «чудеса» объясняются очень просто: одни люди водят за нос других, только и всего.

22. Бывало, я замечал, что незнакомые люди смотрят на меня критически.

23. Меня довольно трудно вывести из себя.

24. Я часто считаю себя обязанным ответить то, что нахожу справедливым.

25. Обычно я засыпаю спокойно и меня не тревожат никакие мысли.

26. Некоторые люда до того любят командовать, что меня так и тянет делать все наперекор, даже если я знаю, что они правы.

27. Мне больше нравится работать с руководителями, предоставляющими большую самостоятельность, чем с руководителями, дающими четкие и строгие указания.

28. Я человек общительный.

29. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я особенно не затрудняюсь, соглашаюсь с мнением других.

30. Меня легко привести в замешательство.

31. Быть откровенным всегда хорошо.

32. Я очень редко вижу сны.

33. Я впечатлительнее большинства других людей.

34. Я верю в чудеса.

35. Мое поведение в значительной степени определяется обычаями тех, кто меня окружает.

36. Меня трудно задеть.

37. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

38. В моей жизни был один или несколько случаев, когда я чувствовал, что кто-то посредством гипноза заставлял меня совершить иные поступки.

39. У меня мало уверенности в себе.

40. Я всегда был независимым и свободным от контроля со стороны семьи.

41. Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение.

42. Никому не доверяю — это безопасней.

Данная шкала позволяет определить гипнабельность испытуемого в течение короткого времени (10—15 мин). При этом опросник заполняется по специальной форме. Ей соответствует имеющийся у экспериментатора накладной ключ-трафарет с прорезями квадратной и круглой формы. Прорези квадратной формы соответствуют отрицательным значениям (отрицательным ответам на утверждения шкалы), их порядковые номера: 1, 5, 6, 12, 15, 16, 18, 19, 21, 23, 24, 26, 27, 32, 36, 40, 41, 42, а прорези круглой формы — положительным (все остальные утверждения). Общая сумма соответствующих форме прорезей ключа значимых ответов является искомым выражением степени индивидуальной гипнабельности испытуемого в «сырых» очках, которые переводятся в баллы оценки гипнабельности и соотносятся со «шкалой» Е. С. Каткова для прогнозирования глубины гипнотического состояния. При этом количество «сырых» очков от 0 до 4 определяет полную негипнабельность и соответствует первой степени I стадии глубины гипноза по указанной шкале. Количество «сырых» очков от 10 до 14 равняется двум баллам гипнабельности и соответствует второй степени I стадии глубины гипноза. Каждое дальнейшее увеличение количества «сырых» очков на четыре приравнивается увеличению гипнабельности на один балл и соответствует углублению гипноза на одну степень. Максимальная оценка гипнабельности равняется 9 баллам (39—42 «сырых» очка) и соответствует третьей степени III стадии гипноза.

Мышляев С. Ю. Гипноз. Личное влияние?

Нижний Новгород, 1993. С. 190—194,

206—207.

Тест 1

для оценки парапсихологических

способностей личности

Инструкция

Под каждым из тридцати предъявленных вопросов дается три варианта возможных ответов. Подчеркивайте только один из тех, который больше всего подходит Вам.

3. Общаюсь и ухаживаю охотно и постоянно.

2. Легко ли вам дается ручная работа, любите ли вы ремонтировать что-либо?

1. Ручной работы не терплю.

2. Делаю это редко.

3. Работать руками очень люблю.

3. Проявляете ли вы склонность наводить тщательный порядок в квартире даже тогда, когда вы дома один (-а) и не ждете прихода гостей?

1. Такой «роскоши» не бывает.

2. Бывает очень редко.

3. Да, вокруг меня должен быть порядок.

4. Увлекаетесь ли вы каким-либо видом искусства?

1. Искусство не моя стихия.

2. Бываю на выставках, концертах.

3. Занимаюсь самодеятельным творчеством.

5. Выполняете ли вы какие-либо виды оздоровительных упражнений или процедур?

1. Нет.

2. От случая к случаю.

3. Регулярно.

6. Бывают ли у вас периоды наплыва «беспричинной» радости, ощущения необычного прилива душевных и физических сил?

1. Мне это состояние незнакомо.

2. Очень редко.

3. Довольно часто.

7. Ощущаете ли вы временами избыток тепла в своих руках?

1. Такого не бывает.

2. Редко.

3. Регулярно.

8. Испытываете ли вы чувство страха в большой толпе незнакомых людей?

1. Да, я боюсь таких ситуаций.

2. Ощущаю небольшое внутреннее напряжение.

3. Нет, меня это не беспокоит.

9. Боитесь ли вы темноты?

1. Да, в темноте я всегда внутренне напряжен (-а).

2. Ощущаю некоторый физический дискомфорт.

3. Темнота — это моя стихия.

10. Были ли у вас когда-либо необычные видения или вещие сны?

1. Никогда не бывало.

2. Были в не очень убедительной форме.

3. Несомненно были.

11. Переносили ли вы в своей жизни существенные травмы или сильные стрессовые воздействия?

1. Не переносил (-а).

2. Не уверен (-а), что они были сильными.

3. Да, переносил (-а).

12. Проследуют ли вас переживания из-за допускаемых ошибок в повседневной жизни?

1. Да, систематически.

2. Очень редко.

3. Никогда.

13. Быают ли у вас периоды беспричинного пессимизма?

1. Очень часто.

2. Редко.

3. Никогда.

И. Всегда ли вы помогаете человеку, нуждающемуся в поддержке?

1. Почему помогать должен я?

2. Если вынуждают обстоятельства.

3. Охотно, с большой готовностью.

15. Ощущаете ли вы потребность облегчать участь больного человека?

1. Я не представляю, чем я могу помочь больному.

2. Близким я помогаю.

3. Да, я испытываю такую потребность.

16. Часто ли вы выступаете в роли утешителя своих близких и друзей?

1. Весьма редко.

2. Приходится иногда.

3. Часто.

17. Часто ли вы сами являетесь объектом утешения со стороны своих родных и друзей?

1. Да, часто.

2. Иногда бывает.

3. Я не нуждаюсь в утешениях.

18. Были ли в вашем роду лица, обладающие необычными способностями (целительством, ясновидением и т. п.)?

1. Не было.

2. С уверенностью сказать не могу.

3. Были.

19. Были ли в вашей жизни случаи, когда, пожелав что-либо очень сильно, вы получали это пусть даже через отдаленное время?

1. Все это на мелком бытовом уровне.

2. Было несколько раз в жизни.

3. Это случается как правило.

20. Случались ли в вашей жизни рискованные ситуации, которые тем не менее не принесли вам вреда?

1. Не помню таких.

2. Были, но не очень значительные.

3. Да, были неоднократно весьма серьезные.

21. Охотно ли вы общаетесь с представителями противоположного пола при явном отсутствии сексуальных перспектив?

1. В силу необходимости.

2. Не придаю этому моменту первостепенного значения.

3. Охотно.

22. А теперь совсем откровенно: пользуетесь ли вы успехом у противоположного пола?

1. Рад (-а) был (-а) бы большей популярности.

2. Успех, скажем, средний.

3. Без ложной скромности: да.

23. Часто ли вы бываете недовольны медленным темпом речи своего собеседника?

1. Меня это раздражает.

2. Не обращал (-а) на это внимания.

3. Отношусь к этому спокойно.

24. Часто ли вам снятся сны, в которых вы видите себя летающим (-ей)?

1. Таких снов не вижу.

2. Редко.

3. Часто.

25. Верите ли вы в предзнаменования?

1. Не верю.

2. Возможно, случается.

3. Верю.

26. Любите ли вы одиночество?

1. Не люблю.

2. Не делаю из этого проблемы.

3. Люблю.

27. Верите ли вы в судьбу?

1. Не верю.

2. Может быть, что-то есть.

3. Верю.

28. Любите ли вы деньги?

1. А кто их не любит?

2. Отношусь к ним спокойно.

3. Легко обхожусь минимумом.

29. Часто ли у вас вызывают приступы раздражения незнакомые люди или бытовые ситуации?

1. Часто.

2. Бывает изредка.

3. Избегаю неприятных ситуаций.

30. Часто ли вы нарушаете данное вами слово?

1. К сожалению, да.

2. Не думаю, что часто,

3. Стараюсь слово держать.

Оценка результатов. Суммируйте все цифры, обозначающие номера подчеркнутых ответов. Сумма в 40 баллов означает, что парапсихологические задатки, по существу, отсутствуют, до 70 — средние, от 70 до 90 — хорошие.

Тест 2

для дифференцированной оценки направленности парапсихологических способностей личности

Ф.и.о. обследуемого Возраст Показатель теста 1 Дата обследования

Инструкция

Тест содержит 40 вопросов и помещенных под каждым из них три варианта ответов. Подчеркивайте только тот ответ, который больше всего подходит вам.

1. Скорее наоборот.

2. Поровну позитивного и негативного.

3. Да, считаю.

3. Легко ли вам удается представлять голоса родных или знакомых людей?

1. С трудом.

2. Бывает по-разному.

3. Думаю, что легко.

4. Вкладываете ли вы душу в каждое дело, выполняемое вами?

1. К сожалению, очень редко.

2. Зависит от настроения.

3. Как правило, да.

5. Надолго ли портится у вас настроение, когда вы бываете свидетелем чужого несчастья?

1. Нет, проходит быстро.

2. В зависимости от обстоятельств.

3. Да, надолго.

6. Свойственны ли для вас острые сомнения при принятии ответственных решений?

1. Постоянно, всегда.

2. В разумных пределах.

3. Нет, решения приходят быстро.

7. Испытываете ли вы удовольствие при рассматривании живых цветов?

1. А что здесь особенного?

2. Приятно бывает.

3. Испытываю радостное изумление.

8. Склонны ли вы брать на себя ответственность?

1. При малейшей возможности обязательно ухожу от нее.

2. Смотря по обстоятельствам.

3. Да, есть такая склонность.

9. Часто ли вы схватываете мысль собеседника, прежде чем он успевает ее высказать?

1. Не наблюдал(-а) за собой такой способности.

2. Если уж очень медленно говорит.

3. Как правило, всегда.

10. Отличаетесь ли вы общительностью?

1. Общительность не в моем характере.

2. Где-то на среднем уровне.

3. Да, это моя особенность.

11. Какую пищу вы предпочитаете в повседневной жизни?

1. Мясную.

2. Любую, была бы вкусной.

3. Отдаю предпочтение вегетарианской.

12. Всегда ли вы доводите начатое дело до конца?

1. Значительно чаще бывает наоборот.

2. С переменным успехом.

3. Как правило, да.

13. Часто ли с вами советуются близкие и друзья?

1. Очень редко.

2. Не так уж часто.

3. Постоянно.

14. Характерны ли для вас постоянно холодные руки?

1. Да, это моя особенность.

2. В зависимости от обстоятельств.

3. Наоборот, всегда теплые.

15. Увлекаетесь ли вы поэзией?

1. Нет.

2. Если попадаются сборники стихов, просматриваю с интересом.

3. Да, увлекаюсь.

16. Обладаете ли вы способностью к внушению?

1. Нет, не обладаю.

2. Иногда меня слушаются.

3. Да, в значительной мере.

17. Легко ли вы находите общий язык с детьми и животными?

1. Это не моя сфера интересов.

2. Смотря по настроению.

3. Да, очень легко и естественно.

18. Охотно ли вы оказываете моральную и физическую поддержку человеку, нуждающемуся в ней?

1. Очень неохотно.

2. Если нет никого другого.

3. Охотно.

19. Какие цвета вы предпочитаете в быту?

1. Красноватые.

2. Желто-зеленые.

3. Сине-голубые.

20. Часто ли вы ловите себя на мысли о собственной включенности в мировой кругооборот энергии?

1. Не приходило в голову.

2. Иногда появляется такая мысль.

3. Я это ощущаю постоянно.

21. Бывают ли у вас при нахождении в тишине и покое ощущения «звенящего пространства»?

1. Нет, не бывает.

2. Было несколько раз.

3. Всегда бывает, надо только прислушаться.

22. Часто ли у вас в руках ломаются вещи и выходят из строя бытовые приборы?

1. Да, часто.

2. Думаю, не чаще, чем у других.

3. В моих руках вещи становятся долговечными.

23. Имеются ли у вас нелюбимые места (определенные помещения, здания, участки земли)?

1. Не отмечалось.

2. Не очень отчетливо.

3. Да, определенно и безусловно.

24. Приводит ли вас в замешательство вид больного человека?

1. Несомненно, да.

2. Слегка.

3. Наоборот, я становлюсь более собрашшм(-ой).

25. Снятся ли вам яркие, запоминающиеся, цветные сны?

1. Только черно-белые.

2. Редко.

3. Часто, очень яркие.

26. Бывают ли у вас состояния, когда вы ощущаете избыток внутренних сил?

1. Бывает просто хорошее самочувствие.

2. Бывают изредка.

3. Бывают часто.

27. Бывают ли случаи, когда вы что-то не делаете, повинуясь интуитивному запрету?

1. Таких случаев не помню.

2. Были не очень отчетливые.

3. Были определенно.

28. Часто ли вы отмечали случаи, когда бы ваше присутствие улучшало самочувствие больного человека?

1. Не было таких случаев.

2. Были единичные эпизоды.

3. Такой эффект отмечается регулярно.

29. Считаете ли вы, что между людьми и всеми живыми существами имеется некая незримая связь?

1. Не имею оснований для такого рода утверждений.

2. Может быть, есть.

3. Да, безусловно.

30. Любите ли вы общаться с власть имущими?

1. Да, это льстит самолюбию.

2. Иногда это бывает полезно для дела.

3. Для меня это обычная работа.

31. Бывают ли у вас сбывающиеся предчувствия опасных событий относительно себя, близких или друзей?

1. Не бывает.

2. Не очень отчетливо бывают редко.

3. Бывают нередко и определенно.

32. Обладаете ли вы терпением?

1. В слабой степени.

2. Скажем, средней выраженности.

3. В значительной степени.

33. При решении трудных задач возникают ли у вас иногда ощущения чьей-то незримой помощи?

1. Нет таких ощущений.

2. Бывают неотчетливо.

3. Были неоднократно.

34. Часто ли поступки других людей бывают примерам для вас?

1. Как правило.

2. Изредка.

3. Исхожу из собственных побуждений.

35. Бывают ли у вас перед засыпанием непроизвольные «наплывы» цветных узоров, картин, видений?

1. Не бывает.

2. Бывают иногда.

3. Бывают регулярно.

36. Бывают ли у вас вспышки раздражительности?

1. Очень часто.

2. Смотря по обстоятельствам.

3. Очень редко.

37. Часто ли вам встречаются люди, которых вы стараетесь активно избегать?

1. Не обращал(-а) внимания.

2. Бывает, но меня это не беспокоит.

3. Случается нередко.

38. Часто ли вы бываете откровенно радостны?

1. Очень редко.

2. Если бывает для этого причина.

3. Организую собственные радости активно.

39. Когда вы думаете о других людях, об определенных событиях, вызывает ли это перед вашим мысленным взором соответствующие яркие образы?

1. Нет, мысли бывают облечены в слова.

2. Образы бывают смутными.

3. Да, образы бывают яркими, живыми.

40. Имеете ли вы склонность вступать в ссоры?

1. Есть такой грех.

2. Смотря по обстоятельствам.

3. Активно их избегаю.

Порядок обработки данных и оценка результатов

Суммируйте отдельно вначале все цифры подчеркнутых вами ответов на вопросы, стоящие под нечетными номерами, а затем — под четными. Сумму нечетных вопросов поставьте в числитель, а четных — в знаменатель.

Если числитель оказывается больше знаменателя, у тестируемого преобладают чисто экстрасенсорные способности, что дает ему возможность эффективно осваивать диагностику заболеваний, а также те виды деятельности, которые связаны с нетрадиционными способами получения информации. Превышение значения знаменателя над числителем свидетельствует о том, что у обследуемого энергокоррекционные способности проявлены сильнее. Это подтверждает наличие у него склонности к лечебным действиям и управлению пространственными потоками энергии. Равенство числителя и знаменателя, как и следует из логики обстоятельств, указывает на то, что в данном случае сенсорные и энергетические компоненты пси-способностей выражены в одинаковой мере.

Сумма (отдельно по числителю и знаменателю) в 25 баллов соответствует слабо развитым парапсихологическим задаткам, до 45 — средним, от 45 до 60 — хорошим.

 

Источник: * http://www.01101.ru/index.php/2010-09-28-13-57-54/26-2010-09-28-17-58-59.html

Автор записи: Askhont

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Похожие записи:
Оставить комментарий


Подписаться, не комментируя

Система Orphus