Духовные учителя

Данный раздел ведёт и наполняет Алексей Большаков. Мнение Кайрата и Валентины Кинибаевых не всегда совпадает с информацией, которая присутствует в статьях раздела.

Картина мира

Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение. Можно насчитать десятки небес, упоминаемых в различных канонических и неканонических сочинениях хинаяны и махаяны.
 
Картина мира
Всего существуют, по представлениям этой космологии, 31 сфера бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по степени своей возвышенности и одухотворенности. Сферы делятся на три разряда: кармолока, рупалока и арупалока. В кармалоку входят 11 ступеней, или уровней, сознания. Это низшая область бытия. Здесь полностью действует карма. Это полностью телесная материальная сфёра бытия, лишь на высших своих уровнях начинающая переходить в более возвышенные стадии.
 
Уровни с 12-го по 27-й относятся к более высокой сфере созерцания — рупалоке.
читать дальше >>

Взгляд в будущее

Ни одно учение не предусматривало развитие будущего с такой ясностью, как буддизм. Наряду с почитанием Будды в буддизме развито почитание Бодхисатв — будущих Будд. По преданию, Гаутама перед достижением состояния Будды в продолжение многих веков был Бодхисатвой. Слово «Бодхисатва» состоит из двух понятий: «Бодхи» — озарение или пробуждение, и «сатва» — сущность. Кто же эти Бодхисатвы? — Ученики Будды, добровольно отказавшиеся от личного освобождения и, по примеру Учителя, вступившие на долгий, тягостный и тернистый путь помощи человечеству. Подобные Бодхисатвы проявляются на Земле среди самых различных жизненных условий. Физически ничем не отличаясь от остального человечества, они совершенно отличны по своей психологии, неизменно являются носителями принципа общего блага.

Будда

Будда, устремляя все возможности к утверждению эволюции, заповедал своим ученикам почитать Будд будущего более, нежели Будд прошлого.читать дальше >>

След в науке

Человек, обладающий этими силами или знанием, умножая силы природы, может произвести самые необыкновенные чудеса, то есть, другими словами, произвести любой научный опыт. Будда не поощрял подобных выявлений сил, ведущих лишь к смущению умов, не знакомых с присущими этим явлениям принципами и создающих тяжкую атмосферу насильственно потревоженных стихий.
След в науке
 
В МАХАПАРИНИРВАНА-СУТРЕ говорится о необыкновенном свете, исходившем из тела Будды, который был замечен его ближайшим учеником Анандой. Учитель указал, что при двух обстоятельствах подобное физическое излучение может быть видимо физическим глазом:
 
1)        во время великого просветления человека, ставшего Буддой;
2)        в ночь, когда подобный человек — Будда — окончательно уходит.
 
Изучая буддийские источники, можно найти много ценнейших указаний об этом чисто физическом явлении излучения.
читать дальше >>

Сила знания

Некоторыми западными учеными принято было рассматривать буддизм как учение отчаяния и бездействия, что совершенно не отвечает его основному характеру.
 
Будда как истинный вождь общего блага бесстрашно раскрыл человечеству истинные опасности существования и, в то же время, указал путь, как избежать их: путь этот — знание. Кто же назовет человека, остановившего вас на краю пропасти, пессимистом?
Сила знания
 
«Существа живут в доме, объятом пламенем, и, тем не менее, они не испытывают ни боязни, ни ужаса. Они не знают, они беспечны, они не пугаются, они не стараются спастись, они развлекаются и снуют в разные стороны в этом тройственном мире, подобном дому, охваченному пламенем».
читать дальше >>

Что есть человек?

«Благословенный сидел над струями глубокого озера. В глубине можно было рассмотреть целый мир рыб и водорослей. Благословенный заметил, как этот мирок сходен с царскими дворами. Если туда опустится человек, он ступней сокрушит все призрачные чертоги, но сам задохнется. Из таких глубин не поднимается дух человека. «Впрочем, — улыбнулся Учитель, — на все есть средство. Можно пробить скалу и выпустить озеро. Улитки должны будут или засохнуть, или найти другое существование, но человек уже не погибнет».
Человек
 
В буддийских писаниях часто упоминаются шесть учителей-философов в качестве постоянных противников Будды. Это были философы, оспаривавшие у Будды теоретические начала его учения. Два положения в учении Гаутамы Будды особенно подвергались нападкам — его учение о причинах и отрицание самостоятельной неизменной души в человеке и во Вселенной. Именно те два положения, которые особенно близки современному нам мышлению.читать дальше >>

Любовь Будды

Чем глубже вникаем мы в учение Благословенного, тем ярче выявляется его беспредельное сострадание и любовь, которыми преисполнены все его мысли и действия.
 
«Подобно матери, охраняющей свое единственное дитя своею жизнью, воспитывайте в себе такую беспредельную любовь ко всем существам».
 
Его всевмещающее чувство сострадания ко всему живущему простиралось даже на растительное царство. Он избегал уничтожать семена и растения.
Любовь Будды
В АНГУТТАРА-НИКАЕ Багословенный говорит: «Тот из моих учеников, который, хотя бы на мгновение, подумает о любви, освободительнице ума, размышляет не напрасно и следует учению и дисциплине Учителя. Но насколько же больше те, кто занят усовершенствованием самой мысли о любви!»
читать дальше >>

Добродетель — путь к счастью

В буддизме человек способен к добродетели, лишь если он ее осознал. Нельзя отчаиваться в человеке, творящем зло, если он не знает, что делает. Он видит ошибочно, но, по крайней мере, он видит. Получив некоторое знание, он может отказаться от своих прежних поступков. Но что можно ожидать от человека, пораженного слепотою разума?
Добродетель
«Из двух людей, совершающих ту же ошибку, наиболее плох тот, кто не осознал ее. Из двух невиновных лучше тот, кто сознает, что он невиновен. Ибо нельзя ожидать от человека, не сознающего себя виновным, чтобы он выявил энергию для прекращения своего заблуждения».
 
Чтобы вылечить себя, нужно знать свою болезнь, но знание ее не дает здоровья; необходимое условие для этого — выявление нашей воли.
читать дальше >>

Свободный человек

Будда указывал на нелепость предрассудка, приписывающего словам возрастающую авторитетность вследствие повторения их растущим числом ученых. Истинный ученый тот, кто осознал совершенство познания, а не тот, кто бормочет формулы, уже многократно отброшенные до него.
 
«Я говорю моим ученикам: «Вот нирвана, вот путь к ней».
 
свободный человек
«Наставленные мною, из них небольшое число достигают, другие нет. Что могу я? Благословенный есть лишь указатель пути».
 
«Ни один человек не может спасти своего близкого. Зло, содеянное человеком, пятнает лишь его самого. Зло, избегнутое им, не коснулось лишь его. Чист и нечист каждый лишь для себя. Человек не может очистить другого».
читать дальше >>

Узы брака и счастье женщины

Учение о священных узах брака прекрасно выражено Благословенным в притче «Свадебный праздник в Джамбунаде».
 
«Величайшее счастье, какое может вообразить смертный, — это брачные узы, связующие два любящих сердца. Но есть еще большее счастье: это объятие истины. Смерть разлучит мужа с женой, но смерть никогда не поразит того, кто заключил союз с истиной.
 
узы брака
Потому соедините свою судьбу с истиной и живите с ней в святом браке. Муж, любящий свою жену и мечтающий, чтобы их союз длился вечно, должен быть верен ей, как сама истина; и она будет уверена в нем, будет чтить его и помогать ему. И жена, любящая своего мужа и мечтающая, чтобы их союз длился вечно, должна быть верна ему, как сама истина: и он будет доверять ей (он будет почитать ее), он будет всем обеспечивать ее.читать дальше >>

Что есть жизнь?

В древнейших писаниях особенно многочисленны примеры полного презрения к тому, что делает жизнь легкой и условно приятной.
 
«Отказ от всего личного рождает чувство истинной свободы, от свободы рождается радость, от радости — удовлетворение, от удовлетворения — чувство покоя и счастья».
 
Голубь
Будда нашел путь к сердцам людей не путем чудес, но практическим учением улучшения жизни каждого дня и личным примером великого сотрудничества.
читать дальше >>

Истоки буддизма

Возникнув на территории Индостана в VI веке до н. э., в дальнейшем буддизм завоевал миллионы последователей в странах Азии, но на территории Индостана утратил свои позиции и фактически исчез. Возникновение буддизма связывается с жизнью и проповеднической деятельностью Сиддхартхи Гаутамы Будды (Будды Шакьямуни).
Цветок лотоса - один из символов буддизма

Цветок лотоса — один из символов буддизма

 
Знаменитая бенаресская проповедь Будды считается самым фундаментальным вероисповедным документом буддизма.
 
Возникновение буддизма было связано с появлением ряда произведений, вошедших впоследствии в состав канонического свода буддизма — Трипитаки; это слово обозначает на языке пали «три сосуда» (точнее, три корзины). Трипитака была кодифицирована около III века. Тексты Трипитаки разделены на три части — питаки:
Виная-питака, Суттапитака и Абхидхармапитака.
читать дальше >>

Десять уз

Учение Будды о Десяти Узах (Десяти Оковах) неразрывно связано с учением о Четырех Благородных Личностях (санскр. аръя-пудгала). До достижения личного совершенства на пути к Освобождению и Просветлению практикующие последовательно обретают четыре уровня достижения. Достигших этих уровней и называют Четырьмя Благородными Личностями. Вот эти уровни по порядку достижения.
Просветление
1.        Вошедший в Поток [Истины] (сотапанна) — это тот, кто освободился от Трех Уз, первых трех из Десяти Уз. Вошедший в Поток Истины имеет твердую решимость никогда более не создавать причин для страданий, и он живет стремлением к Пробуждению.
 
2.        Возвращающийся Один Раз (сакадагами) — это тот, кто освободился от первых трех из Десяти Уз, а также ослабил привязанность, ненависть и заблуждение. Возвращающийся Один Раз, вернувшись в следующей жизни лишь один раз в этот мир, встанет на путь духовной практики и достигнет уровня невозвращения в Мир Страстей или уровня архата.читать дальше >>

Телесные признаки Будды

По древним текстам, у Шакьямуни было 32 основных телесных признака, позволивших Посвященным утверждать, что мальчик является воплощением Будды. Приведем дошедшие до нас сведения.
Список признаков Будды

Список признаков Будды

1.        Руки и ноги Будды были помечены тысячей колес со спицами.
2.        Ступни ног Будды были похожи на черепашьи. Они были мягкие, плоские и полные.
3.        Пальцы рук и ног Будды были соединены перепонками, которые достигали уровня половины пальцев. Руки и ноги были похожи на утиные лапки.
4.        Плоть рук и ног Будды была мягкой и молодой.
5.        Тело Будды имело семь выпуклостей и пять углублений. Два углубления находились у лодыжек, два — у плеч и одно — позади головы.
6.        Пальцы рук и ног Будды были очень длинные.
7.        Пятки Будды были широкие (1/4 фута).
читать дальше >>
Система Orphus